Источники, не относящиеся к жизненному опыту Филогенетические источники Общая основа, базирующаяся на инстинктах. указывает, что устанавливая иерархию угрожающих человеку ситуаций и ответных на них реакций, нельзя останавливаться только на онтогенетическом происхождении, необходимо рассмотреть и филогенетические источники. Реакция на опасность, как и природа опасности, до некоторой степени, а для человека — в значительной степени, определяется врожденными данными. Боязнь незнакомых людей у младенцев, по его мнению, является не страхом потери объекта, а реальным архаическим страхом, высвобожденным в результате действия этого филогенетического ключевого раздражителя. рассматривает страх смерти в эволюционной перспективе. Он делает наблюдение, что для индивида свойственно быть объектом нападения со стороны окружающего мира; человек всегда вынужден жить в ожидании атаки, которая может сопровождаться болью и даже смертью. Следовательно, создания пугливые, до такой степени, что они могут расходовать излишек энергии на спасение бегством, с большей вероятностью сумеют уйти от опасности и, в результате, выжить. Их потомство наследует их робость, поэтому, благодаря естественному отбору, этот характерный признак со временем будет усиливаться. Таким образом этот процесс будет длиться до тех пор, пока все умные особи не станут пугливыми.

Архетип Смерти

Перейти на страницу книги Резюме В этой главе мы обратились к индивидуальным подтекстам значения смертности, рассмотрев установки по отношению к ней. У одного и того же человека установки многочисленны и противоречивы, варьируют от простого мнения до глубоко скрытой предрасположенности. Для того, чтобы раскрыть установки, оказывающие серьезное влияние на мотивацию, необходимо проникнуть в глубокие слои психики, используя проективные методики и интуитивный анализ.

Так, архетипы, или паттерны, Элиаде, во многом воспринятые у Юнга . преодолевается страх перед смертью и страх перед историей.

Суть этого эксперимента состоит в том, что Архетип отзывается на слова-раздражители, подобно собаке, отзывающейся на свою кличку. Поэтому психоанализ проективного материала должен использовать не только историю человека его детство , но и историю человечества: Регрессия — возврат психического развития на более раннюю ступень. При этом происходит пробуждение эволюционно старых Сил, делающих психику сильной, но грубой.

Юнг Карл [12, с. Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа иерархичности, то есть когда Силы индивидуальные начинают доминировать по отношению к надындивидуальным Метасилам. Как возникает невроз по Юнгу? С другой стороны, активность Архетипов он уподобляет надындивидуальным инстинктам, в прошлом дававшим большие шансы в борьбе за выживание, чем индивидуальные инстинкты Фрейда. Причиной бессознательного оживления и воплощения Архетипа в сферу сознания, согласно Юнгу, является травмирующая проблемная ситуация сильная душевная травма, болезнь, смерть близких и т.

При этом вторжение Архетипов носит спонтанный, принудительный и даже демонический, характер [12, с. В этом, если хотите, польза от вторжения Архетипа, но оплаченная регрессом психики. Слабая форма невроза возникает по причине слабого вторжения Архетипа с обратимыми последствиями.

указывает, что устанавливая иерархию угрожающих человеку ситуаций и ответных на них реакций, нельзя останавливаться только на онтогенетическом происхождении, необходимо рассмотреть и филогенетические источники. Реакция на опасность, как и природа опасности, до некоторой степени, а для человека — в значительной степени, определяется врожденными данными. Обе части феномена тревоги, — высвобождение возбуждения и ответ на него, — имеют филогенетическое происхождение.

в общих чертах описывает, свойственные животным различные рефлексы и реакции, относящиеся к самосохранению,. Боязнь незнакомых людей у младенцев, по его мнению, является не страхом потери объекта, а реальным архаическим страхом, высвобожденным в результате действия этого филогенетического ключевого раздражителя.

психологические архетипы, понятие «Анима», в первую очередь, а радость рождения, так и страх смерти — женщина рождает.

Моуди, — по крайней мере, хотя бы подсознательно, что, сталкиваясь со смертью, даже косвенно, мы неизбежно становимся перед перспективой нашей собственной смерти"1. Жизнь земная и последующая. Отношение людей к тайне смерти — двойственное: Стремление людей"освоить" феномен смерти, сделать его чем-то понятным и доступным в обращении проявилось в огромном множестве сказаний, мифов, ритуалов похороны, оргии, жертвоприношения и т.

Таким образом смерть включается в игровое действо, благодаря чему она начинает представляться включенной в порядок и цели жизненного мира людей и уже не такой чуждой. Тема смерти, занимающая важное место в современном философском осмыслении человеческого бытия, возникла еще в глубокой древности, и этим она явно отличается от таких новых для философии тем, как, например,"игра" или"коммуникация". Сегодняшние люди волей-неволей привязаны в своих суждениях о смерти к издавна бытующим представлениям, образам, символам.

Поэтому для нас небесполезно ознакомиться с архетипами2 смерти. Архетипы — это образы или даже"предначертания", структуры образов , выработанные множеством предыдущих поколений и влияющие на мировосприятие и мышление живущих людей. Сегодняшних людей, как и далеких предков, смерть ставит перед тайной значения человеческой жизни, тайной незримого существования человеческой души, перед вопросом, что есть бытие и небытие.

Что же происходит с умершим человеком, его душой и телом? У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления. Рассмотрим некоторые характерные варианты. В вавилонской религии представления о загробной жизни были довольно смутные.

Архетипы в психотерапии

Это позволило найти и понять свою миссию в жизни. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы ее исполнить и стать Посвященным. Здесь была уже необходима полная трансформация, смерть прежних взглядов, мнений и желаний, на месте которых должны появиться новые и совершенно иные. Человек с первых дней своего существования боялся Смерти и считал ее самым тяжелым испытанием. Его пугала также ее детерминированность и неизбежность.

В основе страха смерти, страха небытия лежит подсознательное Этому способствуют интериоризированные в детстве магические архетипы.

Еще один архетип, важный для понимания смысла сновидений - это архетип Трансформации, изменения и преобразования личности под влиянием интеграции бессознательных содержаний. Становление Самости, личностный рост хотя и являются постепенным, последовательным процессом, приводят к столь существенным изменениям сознательной установки и Эго в целом, что это символизируется превращением человека в существо иной природы - духа, зверя, гермафродита и т.

Трансформация - это единство смерти и возрождения, процедура распада, расчленения прежнего Эго-комплекса, формирование нового, более зрелого и устойчивого сознания. Она предполагает регрессию на более низшие стадии психического развития и последующий прогресс, включающий осознание новых потребностей, интенций и свойств. Символы трансформации были подробно исследованы Юнгом на примере религиозных обрядов, алхимических процедур, ритуалов жертвоприношения в архаических обществах.

Установив и описав многочисленные этнические и культурные параллели, он показал, что центральной идеей трансформации во всех случаях является жертвоприношение как метафора отказа от эгоистических притязаний. Человек дарит, отдает высшей субстанции частицу своего Я, которую он должен предварительно осознать. Тем самым Я превращается в объект нравственного действия". Такой акт совершенно необходим для последующего изменения и роста, который, бу-дучи всецело естественным, инстинктивно ведет к диалогу между Эго и Самостью.

Люди примитивных культур считали возрождение и трансформацию неотъемлемыми сторонами душевного равновесия и гармонии, их религиозно-магические ритуалы подробно, шаг за шагом вели личность по ступеням этого священного, нуменозного деяния. Следующий архетип - фигура Трикстера, плута-озорника,"сниженного" двойника бога-творца и культурного героя. Озорные проделки Трикстера, его похотливость, прожорливость, легкомыслие, склонность к профанации священных обычаев и ритуалов делают этот образ подходящей манифестацией иррациональной природы бессознательного.

Джозеф С. Рейнгольд ( С. ) Мать, тревога и смерть

Мы не любим думать и говорить о смерти и в повседневной жизни обычно избегаем этой темы. Моуди, — по крайней мере, хотя бы подсознательно, что, сталкиваясь со смертью, даже косвенно, мы неизбежно становимся перед перспективой нашей собственной смерти"1. Жизнь земная и последующая. Отношение людей к тайне смерти — двойственное: Стремление людей"освоить" феномен смерти, сделать его чем-то понятным и доступным в обращении проявилось в огромном множестве сказаний, мифов, ритуалов похороны, оргии, жертвоприношения и т.

Таким образом смерть включается в игровое действо, благодаря чему она начинает представляться включенной в порядок и цели жизненного мира людей и уже не такой чуждой.

Страх перед покойником выражен погребальными обрядами, старше всех архетипов, связанных со страхом собственной будущей смерти, инцеста и.

Тор, Вещий Олег Этот архетип говорит нам о Силе, но силе не внешней. Сила содержится внутри каждого человека. Это — человеческая душа и человеческий разум. Сила побуждает человека к действию. Архетип Силы утверждает человека в мысли, что все барьеры и препятствия, на которые он натыкается в жизни, существуют только для того, чтобы он смог их преодолеть. На самом элементарном уровне к Силе можно отнести интуицию, чувствительность и почти не используемые возможности человеческого разума; на более высоких уровнях она проявлена в духовном развитии, в достижении совершенства на тех направлениях, которые саркастически высмеиваются людьми, называющими себя рационалистами.

Именно архетип Силы, проявляясь в человеке, позволяет спонтанному сознанию обратить внимание на необыкновенные явления, исследовать их и углублять. Мы не сможем найти Силу вовне, в осязаемой действительности, поскольку речь здесь идет о той Силе, которая, будучи внутри нас, позволяет каждому духовно развиваться, исследовать и познавать то, чего нельзя увидеть во внешнем мире, то, что скрыто иллюзией так называемой реальности. Для этого знания не требуется глубокого изучения, научных титулов и толстых книг.

Большинство людей, стремясь к овладению материальным миром, идет внешним путем в поисках славы и денег, меньшинство выбрало трудную дорогу внутреннего развития для выполнения миссии, которую человек получает из рук Бога. Архетип Силы пребывает в этих"ищущих", она передается из поколения в поколение при помощи коллективного бессознательного, в котором каждый может, но не каждый хочет что-то для себя почерпнуть, так как это нелегкий путь, чреватый ошибками и непредвиденными остановками в пути.

Тем не менее данный Архетип характеризует именно Духовную Силу. Очень энергичный, уверенный в себе человек, четко знает, что хочет.

Мать, тревога и смерть

Пилявина Архетипы в психотерапии В этом разделе даются определения и рассматривается психологическое, функциональное содержание архетипических образов коллективного бессознательного. Архетипы основных элементов структуры личности. Здесь рассматриваются архетипы структуры личности и их взаимодействие. Архетипические символы индивидуации в процессе терапии.

В данном разделе изложены практические рекомендации при работе с архетипическими символами в процессе индивидуации, даны разграничения этапов индивидуации.

Культурные архетипы — базисные элементы культуры, опре- . скрытой формой угрозы смерти, а страх смерти — важнейшей.

Карта сайта Портал Системно-векторной психологии не является официальным учебным заведением. Не занимается выдачей каких-либо сертификатов и лицензий. Не занимается лечебной или какой-либо другой медицинской практикой. Все права на материалы, находящиеся на сайте . При любом использовании материалов сайта гиперссылка на .

Панические атаки